В каких случаях граждане имеют право на льготное лекарственное обеспечениеАвтор: Прокуратура | 8 ноября 2024 | Просмотров: 72 | Комментарии (0) | Правовая страничкаЛекарственное обеспечение отдельных групп населения бесплатно или в размере 50 % стоимости лекарственных препаратов по рецептам врачей, проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на бесплатное получение лекарственных средств имеют граждане, получающие медицинскую помощь в дневном стационаре, в неотложной форме, специализированной, скорой, паллиативной медпомощи в стационаре, дневном стационаре и при посещениях на дому. Данное право возникает при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатной помощи и относится к лекарственным препаратам, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств.
Кроме того, воспользоваться данным правом могут:
- инвалиды, ветераны ВОВ, ветераны боевых действий;
- инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы (также в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей);
- дети до трех лет и дети из многодетных семей в возрасте до шести лет - в отношении лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
- лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больные туберкулезом;
- ВИЧ-инфицированные, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции;
- лица, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, - в отношении установленного перечня лекарств в рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
- военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, сотрудники органов внутренних дел РФ, лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ.
К лицам, которым лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, относятся:
- пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; работающие инвалиды II группы, а также инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными;
- граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
- постоянно проживающие на территории РФ, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами лица, подвергшиеся политическим репрессиям или признанные пострадавшими от политических репрессий; военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22.06.1941 по 03.09.1945; лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на ряде военных объектов; лица, проработавшие в тылу в указанный период не менее шести месяцев.
Права и обязанности присяжных заседателейАвтор: Прокуратура | 8 ноября 2024 | Просмотров: 70 | Комментарии (0) | Правовая страничкаСогласно ст. 2 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» № 113 – ФЗ от 20.08.2004 года граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Согласно ст. 3 Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Согласно ст. 11 за время исполнения присяжных заседателей обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Согласно ст. 12 на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каким способом пенсионер может получить пенсию?Автор: Прокуратура | 8 ноября 2024 | Просмотров: 67 | Комментарии (0) | Правовая страничкаПо желанию пенсионера получать страховую пенсию и фиксированную выплату к страховой пенсии он может на дому. Также пенсионер вправе сам решить, получать пенсию лично или доверить это своему представителю (ч. 13, 19, 21, 22 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Рассмотрим подробнее каждый из указанных способов получения страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.
Получение пенсии на дому
Чтобы получать пенсию на дому, необходимо обратиться в любой территориальный орган СФР (далее - территориальный орган СФР) непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя) или через МФЦ (при наличии соглашения с МФЦ о взаимодействии и если перечнем услуг МФЦ предусмотрен прием таких заявлений). Также можно подать заявление в электронной форме через Единый портал госуслуг (ч. 1, 2, 4 ст. 21 Закона № 400-ФЗ; ч. 19, 20 ст. 18 Закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 № 141; п. п. 4, 6, 8, 27 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 545н; п. п. 5, 11, 30, 59, 73, 76 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 25.07.2019 № 404п).
При этом нужно представить следующие документы (п. п. 28, 29 Административного регламента):
- заявление о доставке пенсии с отметкой о ее получении на дому через организацию почтовой связи или иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий в Вашем регионе;
- документ, удостоверяющий личность пенсионера (личность его законного или уполномоченного представителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения представителя пенсионера).
Примечание. Услуги по доставке пенсии оплачиваются СФР только тем организациям, с которыми фонд заключил договор (ч. 14, 15 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).
Порядок получения пенсии по доверенности
Чтобы получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней мог за пенсионера его представитель, необходимо оформить доверенность (ч. 19, 21 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).
Доверенность можно составить в произвольной форме, указав в ней следующее (ст. 185 ГК РФ):
1). наименование документа - доверенность;
2). место и дату ее совершения (составления). Дата совершения доверенности является обязательным реквизитом. В случае ее отсутствия доверенность будет считаться ничтожной;
3). фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место регистрации и паспортные данные пенсионера, а также доверенного лица;
4). собственно полномочия на получение за пенсионера страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней;
5). срок действия доверенности.
Доверенность на получение пенсии вы можете выдать на любой срок. Если он не указан в доверенности, последняя будет действительна в течение года (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Доверенность на получение пенсии подлежит удостоверению. Доверенность может быть удостоверена (п. 3 ст. 160, п. 1, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 185.1 ГК РФ; ч. 4 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 37, ст. 59 Основ законодательства РФ о нотариате):
- нотариусом;
- главой местной администрации поселения (муниципального района) и (или) уполномоченным должностным лицом местной администрации поселения (муниципального района, муниципального округа, городского округа) в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса;
- организацией, в которой пенсионер работает или учится;
- администрацией медицинской организации, в которой пенсионер находится на излечении в стационарных условиях;
- руководителем (его заместителем) стационарной организации социального обслуживания, в которой пенсионер проживает.
Обратите внимание! Доверенности на получение пенсии удостоверяются бесплатно. Если текст доверенности составляете не Вы, а частнопрактикующий нотариус, необходимо внести за это соответствующую плату (п. 3 ст. 185.1 ГК РФ; п. 14 ст. 333.38 НК РФ; ч. 2 ст. 16, ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).
Если доверенность на получение страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней выдана на срок более года, вы должны ежегодно подтверждать в ТО СФР, которое осуществляет выплату пенсии, вашу регистрацию по месту жительства (месту пребывания) или место своего фактического проживания (ч. 5, 19, 21 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. 112 Правил № 545н).
Место жительства или место пребывания подтверждается в данном случае документами о регистрации, выданными территориальными органами МВД России, место фактического проживания - личным заявлением пенсионера. При этом к заявлению о подтверждении места фактического проживания гражданина представления дополнительных документов не требуется (ч. 5 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. 41 Административного регламента; п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
В случае невыполнения вами условия о ежегодном подтверждении регистрации ТО СФР уведомит вас о порядке выплаты пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, и проведет работу по уточнению факта вашей регистрации по месту получения пенсии либо места вашего фактического проживания.
По итогам проведения этой работы ТО СФР может принять решение о продолжении выплаты пенсии на соответствующий период по такой доверенности или о приостановлении выплаты пенсии (пп. "е" п. 35, п. 36 Правил № 545н).
проведение в 2024 году Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»Автор: Прокуратура | 6 сентября 2024 | Просмотров: 131 | Комментарии (0) | Правовая страничка » НовостиГенеральной прокуратурой Российской Федерации организовано
проведение в 2024 году Международного молодежного конкурса социальной
антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!» (далее – конкурс),
участниками которого является молодежь из всех государств мира.
Прием конкурсных работ осуществляется на сайте конкурса
www.anticorruption.life, где также размещены правила его проведения,
регламентирующие условия участия, критерии оценки работ.
Конкурс проводится по трём номинациям («Лучший плакат», «Лучший
рисунок», «Лучший видеоролик») в трех возрастных группах (от 10 до 15 лет; от
16 до 20 лет; от 21 до 25 лет). Работы принимаются до 01.10.2024.
Подведение итогов конкурса, объявление победителей и призеров
приурочено к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Каковы особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности?Автор: Прокуратура | 24 июня 2024 | Просмотров: 749 | Комментарии (0) | Правовая страничкаВ соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
УК РФ установлен общий минимальный возраст уголовной ответственности – 16 лет. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний и несовершеннолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Однако, в ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп:
- связанные с физическим насилием или его угрозой - убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК);
- связанные с завладением чужим имуществом - кража (ст. 158 УК), грабеж (ст. 161 УК), разбой (ст. 162 УК), вымогательство (ст. 163 УК), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК);
- связанные с уничтожением или повреждением имущества - умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК), террористический акт (ст. 205 УК), вандализм (ст. 214 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК);
- иные - похищение человека (ст. 126 УК), захват заложника (ст. 206 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК).
Малолетние, не достигшие 14 лет, не подлежат уголовной ответственности.
Несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности (14 или 16 лет), совершивший преступление проходит перед назначением наказания комплексную судебную психологически-психиатрическую экспертизу, которая является одним из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология.
Порядок выплаты инвалиду компенсации за самостоятельное приобретенные технические средства реабилитацииАвтор: Прокуратура | 24 июня 2024 | Просмотров: 47 | Комментарии (0) | Правовая страничкаОбеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
Обеспечение выполняется на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида в порядке очередности в соответствии с датой подачи в территориальные органы Социального Фонда России заявления путем: обеспечения TCP в результате проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP; предоставления электронного сертификата для самостоятельного приобретения TCP.
Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные TCP по заявлениям, поданным до 27.10.2023, осуществлялась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом TCP и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», который в настоящее время утратил силу. Ранее размер компенсации определялся уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки TCP, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (vvwvv.zakupki.gov.ru).
В настоящее время выплата компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом TCP или оказанную услугу осуществляется в соответствии с новым порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н. Теперь компенсация выплачивается уполномоченным органом в размере стоимости приобретенного TCP и оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного TCP и однородной услуги, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейАвтор: Прокуратура | 24 июня 2024 | Просмотров: 743 | Комментарии (0) | Правовая страничка » Разъяснение законодательстваСтатьей 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии права на образование.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг, имеют право перехода с платного обучения на бесплатное.
Кроме этого, они имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения.
Обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
Порядок условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказанияАвтор: Прокуратура | 30 декабря 2023 | Просмотров: 922 | Комментарии (0) | Правовая страничкаСогласно ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном Уголовном кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Условно-досрочное освобождение лица от отбывания наказания является частным видом освобождения от дальнейшего отбывания наказания, оно предоставляет осужденному возможность своим примерным поведением продемонстрировать стремление встать на путь исправления.
Законодатель считает, что цели восстановления социальной справедливости могут быть достигнуты без полного отбывания виновным назначенного ему наказания, при этом условно-досрочное освобождение применимо к лицам, совершившим преступления любой категории тяжести. Закон устанавливает минимальный фактический срок лишения свободы, по истечении которого лицо может быть представлено к условно-досрочному освобождению. Этот срок не может быть менее 6 месяцев.
Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступления небольшой или средней тяжести;
- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочного освобождавшемуся, если условно-досрочное осуждение было отменено ввиду совершения осужденным административного правонарушения, либо он злостно уклонялся от возложенных на него судом обязанностей, либо совершил новое преступление;
- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2 и 210 Уголовного кодекса РФ;
- не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы. Необходимо отметить, что к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, условно-досрочное освобождение может быть применено только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.
При совершении лицом при отбывании пожизненного лишения свободы нового тяжкого или особо тяжкого преступления, оно не подлежит условно-досрочному освобождению.
В соответствии со ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), под злостным нарушением установленного порядка отбывания лишения свободы понимается: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ, мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления, изготовление, хранение или передача запрещённых предметов, уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них, мужеложство, лесбиянство, организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
В соответствии со ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Следует понимать, что применение условно-досрочного освобождения к лицам, которые отбыли установленный судом срок лишения свободы - это право, а не обязанность суда.
Данное право суд реализует только в случае, когда осужденный в течение всего срока отбывания наказания своим примерным поведением доказал, что он встал на путь исправления и не нуждается в полном отбывании назначенного ему судом наказания.
На судебном заседании судом изучаются ходатайство осужденного и приложенные к нему документы, а также представленные администрацией исправительного учреждения характеристика, психологический портрет на осужденного, материалы личного дела осужденного.
В соответствии с требованиями ст. 175 УИК РФ осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратится в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причинённый ущерб или иным образом загладил вред, причинённый в результате преступления, раскаялся в совершённом деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подаёт через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Администрация учреждения не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного и заключением о целесообразности условно-досрочного освобождения.
В соответствии с Пленумом Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания согласно положению ст. 79 УК РФ судам рекомендовано обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может применено только к тем осужденным, которые по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания. Вывод суда должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства. Взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, с учётом характера допущенных нарушений подлежат оценки судом в совокупности с другими характеризующими его данными. При этом наличие или отсутствие у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В тех случаях, когда вред, причинённый преступлением (материальный ущерб и моральный вред), по гражданскому иску не возмещён в силу таких объективных причин как инвалидность осужденного или наличие у него заболевания, препятствующего трудоустройству, невозможность трудоустройства из-за ограниченного количества рабочих мест в колонии и т.д., суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания только на этом основании. В то же время установленные факты умышленного уклонения осужденного от возмещения причинённого преступлением вреда (путём сокрытия имущества, доходов, уклонение от работы и т.д.) наряду с другими обстоятельствами могут служить препятствием к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В ходе судебного заседания подлежат исследованию обстоятельства имеющие значение для разрешения вопроса о применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. При этом решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным, содержать подробное обоснование выводов, к которым суд пришел в результате рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
В настоящее время законодателем решена проблема участия потерпевшей стороны в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров, в частности, при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В силу п.1 ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением в первую очередь защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Обязанность государства является не только предотвращение и пресечение в установленном законом порядке посягательств, способных причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечение потерпевшему от преступления возможности отстаивать свои права и законные интересы любыми предусмотренными законом способами.
Потерпевший, являясь лицом, которому преступлением причинён физический, имущественный, моральный вред или вред деловой репутации, имеет в уголовном процессе свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделён правами стороны. Такой подход к регламентации прав потерпевшего корреспондирует с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 № 40/34), - потерпевшему должна быть обеспечена возможность изложить свои мнения и пожелания на любых стадиях судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются его интересы, без ущерба для обвиняемых.
Федеральным законом № 221-ФЗ от 23 июля 2013 года внесены изменения в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), в соответствии с которыми при рассмотрении вопросов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 397 УПК РФ, в судебных заседаниях при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, вправе также участвовать потерпевший, его законный представитель и (или) представитель. Данные лица могут участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи. Они должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания, а также о возможности их участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Вопрос об участии потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи решается судом при наличии ходатайства потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя заявленного в течение 10 суток со дня получения извещения о проведении судебного заседания. Неявка вышеуказанных лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте судебного заседания и не настаивающих на своем участии в нем, не является препятствием для проведения судебного заседания.
Законодатель усилил процессуальную роль потерпевшего в решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, что позволило потерпевшей стороне максимально эффективно отстаивать свои интересы в процессе.
Чем взятка отличается от подарка?Автор: Прокуратура | 30 декабря 2023 | Просмотров: 849 | Комментарии (0) | Правовая страничкаВзяточничество наносит колоссальный вред как современному российскому обществу, так и государству, подрывая его авторитет.
На практике часто возникает вопрос разграничения подарка и взятки.
Как же их отличить?
Взятка преподносится должностному лицу в целях получения определенной имущественной выгоды за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего.
Вопреки распространенному заблуждению, у взятки нет минимального размера.
Основным критерием является мотив, по которому гражданами передаются ценности и выполняются услуги.
Дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (ст. 572 Гражданского кодекса РФ).
Названным кодексом (ст. 575) допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:
- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Однако, независимо от размера незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) значения не имеет.
Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс. руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.
Материнский капитал: порядок получения и использованияАвтор: Прокуратура | 29 декабря 2023 | Просмотров: 867 | Комментарии (0) | Правовая страничкаРоссийская Федерация является одним из государств, оказывающих своим гражданам такую меру социальной поддержки, как выплата материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) второго и последующего ребенка.
Порядок ее предоставления закреплен в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Несмотря на довольно продолжительное действие закона, в ряде случаев у граждан возникают вопросы, при каких условиях они могут претендовать на получение указанных мер государственной поддержки, на какие цели вправе направлять денежные средства и другие.
В целях повышения уровня юридической осведомленности граждан прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в социальной сфере Т.А. Склёмина информирует о правовых аспектах распоряжения средствами материнского капитала.
1. Что такое материнский капитал и кто претендует на его получение?
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка, начиная с 01.01.2020;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2020.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
2. На какие цели можно использовать средства материнского капитала?
Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ; ч. 2, 4 ст. 1 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ):
1) улучшение жилищных условий на территории Российской Федерации;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование женщиной накопительной пенсии;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал. В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления). Например, в случае направления средств материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (чч. 6, 6.1 ст. 7 Закона № 256-ФЗ; ч. 4 ст. 1, ч. 10 ст. 3 Закона № 418-ФЗ).
Материнский капитал можно расходовать одновременно на несколько целей. Например, часть средств разрешено потратить на улучшение жилищных условий, а часть на получение образования ребенком (ч. 4 ст. 7 Закона № 256-ФЗ).
3. Ограничен ли срок использования материнского капитала?
Срок действия (использования) материнского капитала не ограничен. Владелец сертификата может использовать его в любое время по своему усмотрению. В настоящее время выплата материнского капитала продлена до 31.12.2026, то есть ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, должен родиться (или быть усыновленным) не позднее указанной даты (ч. 1 ст. 13 Закона № 256-ФЗ).
4. Чаще всего средства материнского капитала направляются на улучшение жилищных условий. А можно ли будет потом продать купленную таким образом квартиру и каковы особенности заключения такой сделки?
Квартира, приобретенная с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, должна быть оформлена в общую долевую собственность владельца сертификата, его супруга (супруги) и всех детей с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев (п. п. 1, 2 ст. 244 ГК РФ; ч. 4 ст. 10 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ; п. 15(1) Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862):
после перечисления средств материнского капитала продавцу такой квартиры, а в случае приобретения квартиры с использованием средств целевого жилищного займа – после снятия с нее обременения;
полной выплаты задолженности по кредиту (займу), средства которого были направлены на приобретение квартиры или на погашение ранее полученного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, и погашения регистрационной записи об ипотеке.
В связи с тем, что доля (доли) квартиры, приобретенной с использованием средств материнского (семейного) капитала, принадлежит несовершеннолетним, для продажи такой квартиры также необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ; ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).
Как правило, органы опеки и попечительства дают разрешение на продажу только при соблюдении определенных условий. Чаще всего это одновременное приобретение в собственность детей равноценного жилого помещения (доли жилого помещения). Также возможным условием является перечисление денежных средств от продажи доли (долей), принадлежащей несовершеннолетним, на его счет в банке.
В случае продажи квартиры, приобретенной с использованием средств материнского (семейного) капитала, при несоблюдении вышеуказанных требований, в том числе при невыполнении продавцами квартиры условий, содержащихся в разрешении органа опеки и попечительства на продажу, такая сделка может быть признана недействительной.
|