МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Развитие образования Комаричского муниципального района на 2013 – 2016 годы"Скачать постановление - Скачать программу - Скачать план к программе -
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развитие образования Комаричского муниципального района на 2013 – 2016 годы» (в новой редакции)
ПАСПОРТ муниципальной программы «Развитие образования Комаричского муниципального района на 2013 – 2016 годы»
и анализ причин её возникновения, необходимость её решения на муниципальном уровне программно-целевым методом
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; - организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Образовательная политика Комаричского муниципального района в последние годы учитывала инновационные изменения, происходящие в образовании страны и региона. В ходе реализации проекта модернизации образования, национальной инициативы «Наша новая школа» в системе образования района произошли позитивные изменения как в структуре муниципальной сети, так и в содержании образования.
Система образования Комаричского муниципального района на момент разработки настоящей Программы представлена: - 10 средними общеобразовательными учреждениями:; - 5 дошкольными образовательными учреждениями; - 2 учреждениями дополнительного образования детей: МБОУ ДОД «Комаричская ДШИ» и МБОУ ДОД Комаричская ДЮСШ «Юность»; - 1 Центром психолого-медико-социального сопровождения.
В целях реализации принципа доступности прав граждан на образование, а также обеспечения требования обязательности общего образования муниципальная образовательная система предусматривает возможность получения образования в различных формах: очное обучение, обучение на дому, экстернат.
На протяжении последних лет муниципальная система образования изменяет основные параметры своего функционирования: общее количество учреждений уменьшилось с 32 до 18, в том числе количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 15 школ, количество дошкольных образовательных учреждений увеличилось с 4 до 5 детских садов.
Изменение муниципальной системы образования
Дошкольным образованием в настоящее время охвачены 416 детей, что составляет 28% детского населения дошкольного возраста. Показатели прогноза численности детей в дошкольных образовательных учреждениях на период до 2016 года характеризуются следующими данными:
Динамика численности детей в дошкольных образовательных учреждениях в период 2012-2016 годов
В структуре дошкольного образования в рамках региональной программы «Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста» планируется открыть дошкольную группу в Аркинской средней школе. На эти цели в 2012 году выделено 500 тысяч рублей. Реализация программы продолжится до 2017 года.
Муниципальные общеобразовательные учреждения располагаются в границах Комаричского муниципального района по пяти основным транспортным направлениям с максимальной удаленностью от районного центра 30-35 км (Лукинская сош, филиал МБОУ Луганской СОШ в с.Асовица). В районе в рамках реализации программы «Школьный автобус» 6 школьных автобусов осуществляют подвоз учащихся и воспитанников близлежащих населенных пунктов: Комаричская СОШ № 1; Комаричская СОШ № 2; Усожская СОШ. Дальнейшее приобретение школьных автобусов позволяет увеличить территориальное взаимодействие и доступность образовательных услуг в районе.
Проектная мощность всех 10 школ района (включая 14 филиалов) составляет 5 184 человек. Школы района заполнены в среднем на 31,6% ( школы п. Комаричи – 64 %, сельские школы – 22,5%). На протяжении ряда лет в районе прослеживается тенденция снижения контингента учащихся. Если в 2005-2006 учебном году в 25 школах района обучались 2429 учащихся, то в 2011-2012 году на 28,8% меньше. Анализируя данные прогноза контингента обучающихся до 2016 года, следует отметить дальнейшее уменьшение числа школьников.
Численность учащихся в учреждениях образования в 2006 - 2012 гг. (по состоянию на 1 января)
Контингент учащихся района распределен неравномерно. В двух городских школах обучается 809 учащихся – 49% (в школах п. Комаричи – 731 чел. (90,4%), в филиалах 78 чел. (9,6%)), в 8 сельских школах с филиалами– 829 чел. (51,%),
Дополнительное образование детей нашего района обеспечивается функционированием сети муниципальных учреждений: - МБОУ ДОД «Комаричская детская школа искусств» (64 обучающихся) - МБОУ ДОД Комаричская детско-юношеская спортивная школа «Юность» (210 обучающихся) - а также организацией школьных кружков и секций (1277 обучающихся). В школах функционируют 134 объединения (кружков и секций), в которых занимаются 1277 детей.
Одним из характерных признаков новой модели образования является то, что информационно-коммуникационные технологии обеспечивают новый уровень результатов образования. В школах района имеется более 200 компьютеров, 2 интерактивные доски, 32 мультимедийных проектора, имеются МФУ, принтеры, сканеры. Среднее количество обучающихся на 1 компьютер в настоящее время составляет 8 (год назад – 12). Все школы подключены к сети Интернет, Комаричская СОШ №1 подключена через выделенный канал и имеет скорость доступа 10 мбит/с. Во всех школах установлено программное обеспечение и разработаны собственные сайты. Использование информационных технологий приводит к более высокому уровню проведения уроков, школьных, районных мероприятий.
Анализ расходов на образование Из 231 миллионов районного бюджета 2011 года расходы на образование составили 138 миллионов, или 60 %, в том числе: - расходы на дошкольное образование – 22536140,48 рублей, - расходы на общее образование - 96573685,1 рублей, - расходы на дополнительное образование – 2125749,57 рублей, - прочие расходы – около 17034399,84 рублей.
Расходы на содержание учреждений образования за 2011 год (тыс. руб.)
Принимая во внимание вышеуказанные характеристики функционирования муниципальной системы образования, при дефиците финансовых средств районного бюджета снижение доли неэффективных расходов в сфере образования видится через проведение оптимизации сети общеобразовательных учреждений: определение базовых школ в районе и на их основе организацию полноценного образовательного процесса. Частично данные мероприятия уже были проведены. Учитывая географический фактор расположения школ в районе, особенности функционирования и традиции образовательных учреждений, были выделены базовые (опорные) школы: - две школы в п. Комаричи, - пять сельских школ, что привело к снижению количества общеобразовательных учреждений и созданию филиалов школ. Вместе с тем работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений и снижению неэффективных расходов будет продолжена в дальнейшем (понижение статуса средних школ, закрытие филиалов), а использование школьных автобусов позволит обеспечить население общедоступным качественным образованием.
Исходя из наиболее актуальных проблем развития образования, средства муниципального бюджета предлагается направить, в первую очередь, на: - развитие материальной базы общеобразовательных учреждений; - создание условий для внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов; - обеспечение качества и общедоступности образования; - развитие транспортной инфраструктуры; - укрепление базовых школ; - развитие дистанционного образования и информационно-коммуникационных технологий; - повышение квалификации педагогов; - мероприятия по энергосбережению и сокращению неэффективных расходов.
Программа составлена с учетом региональных целевых программ и является основным механизмом формирования системы образования Комаричского муниципального района как единого образовательного комплекса, определяя стратегию и основные направления развития муниципальной системы образования на 2013 – 2016 годы. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы «Развитие системы образования Комаричского муниципального района на 2011-2013 годы», по-прежнему сохраняются проблемы повышения качества образования, его эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, прежде всего, изменениями образовательных потребностей населения. Бюджетные ассигнования не позволяют обеспечить стабильно высокий уровень качества и доступности образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, внедрение современных образовательных программ, развитие учебной, материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечить доступность населению услуг дошкольного образования в полном объеме. На сегодняшний день из 10 общеобразовательных школ и 14 филиалов, действующих на территории района, здания 8 (33%) построены до 1961 года, в период с 1964 по 1975 год построены здания 6 учреждений (25 %), с 1978 по 1990 годы - 8 (33%), и только здания 2-х школ (8 %) построены за последние 20 лет. Решение проблемы несоответствия материально-технической базы задачам обеспечения условий для организации качественного учебно-воспитательного процесса, возможно, прежде всего, за счет проведения капитального ремонта объектов образования. Для обеспечения успешной модернизации системы образования необходимо осуществлять обновление учебно-наглядного оборудования: лабораторных и демонстрационных приборов и приспособлений, печатных и аудиовизуальных пособий, технических средств обучения, школьной мебели, спортивного оборудования и инвентаря. Для реализации поставленных задач необходимо осуществить мероприятия в рамках данной программы. Несмотря на постоянное пополнение и модернизацию компьютерного парка, происходит моральное и технологическое старение техники. В последние годы значительно расширен рынок электронных образовательных ресурсов и услуг, существует многообразие предлагаемых интегрированных образовательных сред, автоматизированных систем управления образовательным процессом и других программных продуктов. Требуется системный подход к приобретению и внедрению современных электронных ресурсов. Программа будет способствовать реализации намеченных направлений развития информатизации системы образования, и, в конечном счете, повышению качества образования. Нуждается в укреплении и материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, база для организации внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях. Недостаточно выделяется денежных средств на проведение районных мероприятий с педагогами и обучающимися и на обеспечение участия лучших в областных массовых мероприятиях. Несмотря на то, что в районе уделяется большое внимание вопросу организации школьного питания, подтверждением чего является 100%-ный охват горячим питанием обучающихся, существует ещё много нерешенных проблем. Основным недостатком в организации питания школьников является тот факт, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. Технологическое и холодильное оборудование пищеблоков образовательных учреждений также требует обновления. Основные показатели (индикаторы), характеризующие состояние системы образования (2010-2012 гг.)
Программа предназначена для дальнейшего перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество и доступность образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
2.Приоритеты, цели и задачи муниципальной программы Основной целью Программы является обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования, доступности, повышение качества и эффективности образования. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи: - формирование экономических условий, обеспечивающих муниципальную систему образования финансовыми, материально-техническими ресурсами; - создание условий для повышения качества дошкольного, общего образования; - повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; - осуществление комплексных мер по стимулированию инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников; - обеспечение развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования; - обеспечение условий для улучшения качества питания обучающихся, здоровья обучающихся и педагогических работников; - совершенствование педагогического корпуса.
3. Сроки реализации муниципальной программы Реализация муниципальной программы осуществляется в течение 2013-2016 годы.
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы Мероприятия программы реализуются за счет средств бюджета Комаричского муниципального района. Мероприятия программы подлежат уточнению по объемам ассигнований, предусмотренных в районном бюджете на соответствующие годы, с учетом возможностей доходной части бюджета. (руб.)
5.Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и решение задач
Правовое регулирование по достижению целей и решению задач реализации муниципальной программы осуществляется в рамках действия законов:
6. Состав муниципальной программы Основные предполагаемые мероприятия по реализации муниципальной целевой программы предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, и включают следующие основные направления: - капитальный и текущий ремонт учреждений образования; - материально-техническое обеспечение образовательных учреждений; - развитие дошкольного, общего и дополнительного образования; - развитие информатизации системы образования; - организация воспитательной работы; - обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогических работников учреждений образования; - обеспечение мероприятий по энергосбережению и пожарной безопасности.
7.Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Мероприятия программы будут реализованы через муниципальные образовательные учреждения и отдел образования администрации Комаричского муниципального района - распорядителя средств муниципального бюджета - в соответствии с планом реализации муниципальной программы. Закупка и поставка товаров и услуг будет осуществляться на основании государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отдел образования администрация Комаричского муниципального района ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Планируемые мероприятия в сфере образования оказывают содействие реализации государственной политики в области модернизации системы общего образования на территории Комаричского муниципального района. Мероприятия позволяют: - провести мероприятия по повышению качества образования; - повысить качество и доступность общего образования посредством внедрения современных информационных технологий и систем; - обеспечить повышение качества и доступности общего образования посредством развития транспортной инфраструктуры, увеличения парка школьных автобусов; - содействовать созданию на территории Комаричского муниципального района сети опорных и базовых школ; - содействовать развитию внутренней инфраструктуры школ и осуществлению мер энергосбережения; - обеспечивать повышение уровня квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений; - содействовать решению задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения Комаричского муниципального района. Результатом проведения комплекса мер по модернизации системы общего образования Комаричского муниципального района на период до 2016 года будет достижение следующих показателей: - соотношение среднемесячной заработной платы учителей и заработной платы работников в целом по экономике в Брянской области должно быть не менее 100 %; - доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников достигнет: на конец 2012 г.- 16,6%; в 2013г.- 26,7%; в 2014 г. – 35,8 %, в 2015 г. – 47,2 %, в 2016 г. – 58,6 %; - соотношение количества компьютеров, приходящихся на количество обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 1 : 6,5; - увеличение охвата учащихся, включенных в систему развития одаренных детей до 92%; - доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей составит не менее 98 %; - доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей составит не менее 95%; - динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов составит не менее 3% за год. Таким образом, в ходе реализации мероприятий муниципальной программы будут достигнуты результаты, оцениваемые следующими показателями (индикаторами):
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Автор: admin |
10 января 2014 |
Просмотров: 1150 |
Комментарии (0 | )
Публикации » Информация
|