Развитие конкуренции - сайт департамента Брянской области Информация «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Комаричском муниципальном районе»
Введение
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Комаричского муниципального района» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015 г. № 1738-р. Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан аналитической информацией о состоянии конкуренции в Комаричском муниципальном районе. Целью настоящего доклада является формирование прозрачной системы работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности. К основным задачам по развитию конкуренции в Комаричском муниципальном районе относятся: - создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Комаричском муниципальном районе; -содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Комаричского муниципального района; - снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов; - повышение уровня информационной открытости деятельности органов местного самоуправления Комаричского муниципального района. В докладе представлены результаты мониторинга состояния конкуренции в Комаричском муниципальном районе. Разработка доклада была осуществлена уполномоченным органом в сфере содействия развитию конкуренции в Комаричском муниципальном районе. В докладе приведены основные итоги проводимой в районе конкурентной политики, представлены результаты исследования состояния конкуренции на социально значимых товарных рынках.
I. Состояние конкурентной среды в Комаричском муниципальном районе.
Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции по проведению мониторинга в 2016 году в Комаричском муниципальном районе проведено исследование «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг». Основным инструментом исследования стало проведение опросов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг Комаричского муниципального района. Целью данного исследования являлось изучение: - состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Комаричского муниципального района; - выявление ключевых факторов, влияющих на удовлетворенность субъектов предпринимательской деятельности условиями ведения бизнеса; - анализ текущего состояния, динамики и оценки перспектив развития малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе, а также оценка эффективности мер государственной политики, деятельности органов местного самоуправления Комаричского муниципального района в сфере развития конкурентной политики и формирования благоприятного предпринимательского климата. Основные задачи: - выявление проблем, основных препятствий для развития бизнеса; - оценка бизнесом существующего состояния конкуренции в регионе; - изучение удовлетворённости населения качеством товаров и услуг, уровнем цен. В 2016 году методом анкетирования проведены: - опрос представителей малого и среднего предпринимательства Комаричского муниципального района; - опрос населения (потребителей) о степени удовлетворенности качеством товаров и услуг на социально значимых рынках. На официальном сайте администрации Комаричского муниципального района было размещено уведомление о проведении опроса. Результаты мониторинга состояния и развития конкуренции на рынках и товаров и услуг Комаричского муниципального района по итогам 2016 года выглядят следующим образом. В опросе предпринимателей приняло участие 25 респондентов из 7 сфер деятельности. Основную их часть составили представители малого и среднего бизнеса сферы розничной торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи, работающие на рынке более 5 лет и с величиной годового дохода до 120 млн. руб. (Табл. 1-2). Таблица 1 Выборка опроса предпринимателей по сферам деятельности
Таблица 2 Характеристика субъектов предпринимательской деятельности, принявших участие в опросе
Большинство опрошенных респондентов (76 %) являются собственниками бизнеса.
Результаты мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности
Говоря о необходимости повышения конкурентоспособности для сохранения своей рыночной позиции, большинство субъектов предпринимательской деятельности отметили, что реализация мер по повышению конкурентоспособности продукции необходима раз в год или чаще. (Табл. 3).
Таблица 3 Мнение предпринимателей о необходимости реализации мер по повышению конкурентоспособности
Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, работают на рынках, с большим количеством конкурентов (от четырех и более). При этом субъекты, работающие на рынках с большим числом конкурентов (4 и более), чаще других отмечали, что за последние 3 года в их сегменте произошел рост конкуренции. На сокращение числа конкурентов на рынках, которые они представляют, не указал ни один из участников опроса (Табл. 4). Таблица 4 Мнение предпринимателей об изменении числа конкурентов на их рынках
Оценивая примерное число поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает представляемый респондентами бизнес для производства и реализации собственной продукции, большинство респондентов указали на наличие 4 и более поставщиков. Все респонденты указали, что удовлетворены либо скорее удовлетворены состоянием конкуренции между поставщиками (Табл.5). Таблица 5 Количество поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает бизнес участников опроса, удовлетворенность предпринимателей конкуренцией между поставщиков основного закупаемого товара
Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, охарактеризовала деятельность органов власти на основном рынке их бизнеса, как положительную. 40% респондентов считают, что власти помогают бизнесу своими действиями, 20 % что «в чем-то помогают, а в чем-то мешают». Вариантов «не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо» - 8 %. 32 % предпринимателей затруднились ответить (Табл. 6). Таблица 6 Мнение предпринимателей о деятельности органов власти на основном рынке их бизнеса
Среди наиболее существенных административных барьеров участники опроса субъектов бизнеса назвали высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (Табл. 7).
Таблица 7 Наиболее существенные административные барьеры
Более половины опрошенных считает, что каких-либо существенных ограничений в ведении бизнеса в Комаричском районе нет. Преодолимыми административные барьеры для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса на представляемом ими рынке, в той или иной мере считают 52 % респондентов, труднопреодолимыми –4, не определились с ответом – 28 % опрошенных (Табл. 8). Таблица 8 Мнение респондентов о преодолимости административных барьеров
Улучшение ситуации в контексте преодоления административных барьеров за последние три года отметило 52 % респондентов, 4% считают, что ситуация значительно не изменилась (Табл. 9). Таблица 9 Мнение респондентов об изменениях ситуации в контексте преодоления административных барьеров
Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг, выбором на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции
В опросе потребителей приняло участие 54 человека. Основную их часть составили работающие лица старше 20 лет (Табл.10). Таблица 10 Выборка опроса потребителей
Из общего числа потребителей, принявших участие в опросе, имеют общее среднее образование – 11,1 %, среднее специальное – 44,4 %, высшее – 29,7 %, неполное высшее – 14,8 %. 57,4 % из опрошенных указали, что имеют 2 и более детей. 29,6 % опрошенных имеют среднемесячный доход на 1 члена семьи до 10 тыс. рублей, 68,5 от 10 до 20 тыс. рублей, 1,9 % - свыше 20 тыс. руб.
Качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 78,4 % респондентов. Оценка удовлетворенности потребителей в разрезе рынков представлена в таблице 11. Таблица 11 Удовлетворенность качеством товаров, услуг в разрезе рынков
Большинство граждан удовлетворено качеством товаров на значительной части исследуемых рынков. Наиболее низкие значения наблюдаются в жилищно-коммунального хозяйства. Однако и там количество удовлетворенных не менее три четверти, что является достаточно позитивным показателем, как и то, что основная часть опрошенных убеждена, что качество услуг и работ на указанных рынках улучшается (Табл. 12). Таблица 12 Изменение качества товаров и услуг на проблемных рынках
Возможностью выбора работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 76,3 % респондентов. Оценка удовлетворенности потребителей по данному показателю в разрезе рынков представлена в таблице 13: Таблица 13 Удовлетворенность возможностью выбора товаров и услуг в разрезе рынков
Доля удовлетворенных возможностью выбора услуг и товаров на всех исследуемых рынках не ниже 70%. Значение показателя до 70% наблюдаются в сегменте услуг детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, однако и там удовлетворено показателем более половины. Также необходимо отметить, что группа респондентов, убежденных в том, что возможность выбора в течение последних 3-х лет на указанных рынках (кроме рынка розничной торговли) не изменилась – от 64,8 % до 98,1 %. Не заметили изменения возможности выбора на рынке розничной торговли 1,9 % опрошенных.
Более половины граждан (66,7 %) удовлетворено уровнем цен на товарных рынках района (табл. 14). Таблица 14 Удовлетворенность уровнем цен на товары и услуги в разрезе рынков
Доля удовлетворенных уровнем стоимости услуг и товаров на значительной части исследуемых рынков не ниже 50%. Наименьшие показатели удовлетворенности граждане указали на цены, которые сложились на рынке медицинских услуг, розничной торговли и услуг жилищно-коммунального хозяйства. В среднем 63,5% респондентов отметили рост цен на изучаемых рынках за последние три года. Увеличение стоимости товаров и услуг произошло на всех изучаемых рынках (табл. 15). Невысокая доля респондентов, отметивших рост цен на услуги культуры, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, услуг социального обслуживания населения объясняется тем, что значительная доля опрошенных не смогла определиться с ответом (от 26,9 % до 40,7 %). Таблица 15
В целом практически все опрошенные оставили пункт о сравнении цен на товары и услуги в районе с другими региона не заполненным.
Результаты мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг
Наибольшая часть опрошенных (в среднем 88,6 %) удовлетворены качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района, как в целом, так и по обозначенным критериям (Табл. 16).
Таблица 16 Оценка удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района
Результаты мониторинга деятельности субъектов естественных монополий
Субъекты предпринимательской деятельности в целом положительно оценивают качество товаров, работ и услуг в сфере естественных монополий на территории района. При этом одинаково положительно оцениваются большинство изучаемых критериев. Самые низкие оценки были выставлены услугам стоимости подключения к услугам газоснабжения (Табл. 17). Таблица 17 Оценка естественных монополий субъектами предпринимательской деятельности по направлениям
При этом наименьшее количество процедур отмечено предпринимателями при подключении к водопроводным и телефонным сетям, наибольшее при получении доступа к земельному участку. Самые короткие сроки указаны при подключении к водопроводным сетям (Табл. 18).
Таблица 18 Оценка естественных монополий субъектами предпринимательской деятельности (количество и сроки процедур)
Население также в целом положительно оценивают качество товаров, работ и услуг в сфере естественных монополий на территории района. Среднее значение по шести направлениям на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 68,8% (Табл. 19). Практически весь жилищный фонд района переведен с центрального отопления на индивидуальное поквартирное отопление от природного газа. В связи с этим оценка качества теплоснабжения отсутствует.
Таблица 19 Удовлетворенность потребителей услугами естественных монополий по направлениям
Выводы исследования Результаты опроса свидетельствуют о том, что меры по повышению конкурентоспособности продукции предпринимателям необходимо осуществлять не реже раза в год. При этом подобные действия актуальны для рынков с любой степенью конкуренции (умеренной, высокой, очень высокой). Основная часть опрошенных указала на значительное увеличение числа конкурентов на рынках, которые они представляют. По оценкам бизнеса уровень конкуренции в районе достаточно высокий. 58 % опрошенных указали на высокий уровень конкуренции, 28 % - на умеренный. В разрезе рынков отмечается наиболее высокая конкуренция в сфере розничной торговли. Потребители также указали на рост конкурентных предложений в сфере розничной торговли. Деятельность органов власти по поддержке бизнеса значительная часть опрошенных оценила положительно. В то же время предприниматели отметили наличие административных барьеров (высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность). Однако большинство предпринимателей отметили позитивные изменения в данной сфере за последние три года. Результаты опроса показали, что респонденты в целом удовлетворены ситуацией с возможностью выбора, качеством товаров и услуг и уровнем цен на большинстве товарных рынков. Однако, степень удовлетворенности потребителями уровнем цен ниже удовлетворенности выбором и качеством. По результатам опроса наименьшие показатели удовлетворенности качеством граждане указали в сегменте услуг жилищно-коммунального хозяйства, рынка услуг детского отдыха и оздоровления. Негативные изменения за последние три года отметило небольшое количество опрошенных. Из общего числа опрошенных 1,8 % и 3,7 % указали на ухудшение качества товаров и услуг на рынках медицинских услуг и розничной торговле соответственно. Возможностью выбора работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 76,3 %. Наиболее низкие показатели удовлетворенности выбором респонденты указали в сегментах услуг детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования. Средний показатель удовлетворенности потребителями уровнем цен на товары и услуги составил 66,7 %. Свыше 80 % потребителей удовлетворены ценами на услуги дошкольного образования и на услуги в сфере культуры. Наиболее низкий уровень удовлетворенности уровнем цен граждане отметили на рынках медицинских услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли. Основная часть опрошенных отметила рост цен на изучаемых рынках за последние 3 года. Результаты опросов свидетельствуют о том, что, качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района удовлетворена основная часть респондентов, среднее значение составило выше 80 %. Субъекты предпринимательской деятельности и потребители в целом положительно оценили деятельность субъектов естественных монополий на территории района. Наиболее проблемным направлением во взаимодействии с субъектами естественных монополий для предпринимателей является стоимость подключения к газоснабжению (неудовлетворенно 40 %) и электроснабжению (неудовлетворенно 28 %). Наибольшие сроки и количество процедур отмечены при получении доступа к земельному участку. Наибольшую степень удовлетворенности потребители указали на услуги газоснабжения. Менее удовлетворены граждане услугами водоснабжения и электроснабжения. Доля неудовлетворенных услугами водоснабжения 37 %, электроснабжения -18,5%. По результатам исследований можно сделать вывод о том, что в целом в 2016 году в районе отмечается положительное состояние конкурентной среды. Одновременно следует отметить следующие проблемные моменты, ограничивающие развитие конкуренции в районе: - ухудшение платежеспособного спроса населения; - увеличение количества крупных торговых сетевых компаний, создающих серьезные проблемы для мелких торговых предприятий малого бизнеса; - низкие возможности бюджетного финансирования; - высокая стоимость энергоресурсов; - инертность представителей малого бизнеса.
II. Характеристика социально значимых рынков товаров и услуг Комаричского муниципального района
1. Состояние и развитие малого и среднего бизнеса района
По состоянию на 01.01 2017 г. в районе зарегистрировано 381 субъект малого и среднего предпринимательства. Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства за прошедший год увеличилось на 1,6 % Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий сельского хозяйства – 42 %, и розничной торговли – 30 %. Численность индивидуальных предпринимателей за 2016 год увеличилась на 2,1 %, составив 296 чел., из них 52 % по виду хозяйственной деятельности относятся к розничной торговле. Это объясняется относительно меньшей потребностью в финансовых, трудовых ресурсах и более быстрой отдачей вложенных средств, что очень привлекательно для малого бизнеса. Число занятых в сфере малого и среднего бизнеса составило 1,2 тыс. человек, 14,2 % в общей численности занятых в районе.. Оборот организаций малого и среднего предпринимательства в 2016 году по предварительной оценке составил 835 млн. рублей, с темпом роста около 3 %. Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет района по специальным налоговым режимам увеличился на 14 % и составил за 2016 год 6,4 млн. рублей.
Администрацией Комаричского района проводится определенная работа по созданию условий для развития малого предпринимательства в районе. Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства района базируется на нормах федерального и регионального законодательства и реализуется через региональные программы и муниципальную подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе» (2016-2020 гг)», утвержденную постановлением администрации Комаричского муниципального района от 29.12.2015г. № 680. Администрация района оказывает представителям малого бизнеса информационную, консультационную и организационную поддержку. В поддержку субъектов малого бизнеса на официальном сайте администрации района создан раздел «Экономика-Малый бизнес», в котором размещаются нормативно-правовые документы, касающиеся сферы предпринимательства, информация о конкурсах, семинарах и выставках, о формах господдержки предпринимательства и др. В 2016 году проведено 4 совещания с представителями малого бизнеса с участием служб района, на которых до представителей малого бизнеса доводятся нормы действующего законодательства, даются разъяснения, рассматриваются вопросы развития и поддержки предпринимательства в виде конкретных предложений и путей их решения, также проведено 2 заседания Совета по поддержке малого предпринимательства. Для решения проблем в сфере малого предпринимательства, создания оптимальных условий для его развития и увеличения числа, занятых в этой области постановлением администрации района от 27.08.2013 года № 418 в районе создана комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства. В районе создан актив из представителей малого бизнеса для взаимодействия с администрацией района, который представляет интересы всех представителей малого бизнеса района. В Комаричском районе работает представительство Брянской микрофинансовой организации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Разработан и утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Оказание консультационной, организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление администрации Комаричского муниципального района от 06.10.2009г. № 569). В соответствии с районной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе» (2016-2020 годы) утвержден «Перечень муниципального имущества, свободного от третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства» постановлением администрации Комаричского муниципального района № 615 от 18.11.2010г. (с изменениями, внесенными постановлением № 500 от 05.12.2016г). Указанный Перечень опубликован на официальном сайте администрации Комаричского муниципального района в сети «Интернет». Постановлением администрации Комаричского муниципального района № 268 от 22.05.2015г. утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Перечень также опубликован на официальном сайте администрации Комаричского муниципального района в сети «Интернет». Имущество из указанного Перечня предоставлено малому предприятию – ООО «Сельский водоканал» по договору безвозмездного пользования. Для субъектов малого бизнеса, реализующим инвестиционные проекты на территории района, в соответствии с Положениями о налоговых льготах, принятыми поселениями района, предоставляются льготы по уплате земельного налога в размере 50 %. В целях снижения налогового бремени для малого бизнеса корректирующий коэффициент базовой доходности К2 при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не повышался в течение последних четырех лет. Согласно мероприятиям Подпрограммы по поддержке малого и среднего предпринимательства в районе, предусматриваются средства для предоставления субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в малонаселенные и отдаленные населенные пункты, начиная с 11 километра от районного центра или ближайшего пункта их получения. Заключено Соглашение между администрацией района и ПО «Комаричское» с целью возмещения этих расходов. Одним из способов имущественной поддержки является работа по выявлению и инвентаризации свободных муниципальных земель и неэффективной недвижимости для предоставления в аренду или продажу. Сформирован реестр свободных площадок и земельных участков для предоставления субъектам бизнеса при реализации инвестиционных проектов. В целях повышения престижа малого и среднего предпринимательства района администрация привлекает представителей малого бизнеса к участию в выставках, ярмарках и иных мероприятий, проводимых на территории района и области. Центром занятости населения района также проводится работа по развитию малого и среднего предпринимательства посредством оказания информационно-консультационных услуг. В течение года осуществлены мероприятий по содействию занятости безработных граждан: консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности получили 15 человек. ГКУ «Центр занятости населения Комаричского района» по необходимости осуществляет подготовку и переподготовку кадров для субъектов малого и сре Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Автор: s_ADMIN |
16 февраля 2017 |
Просмотров: 1013 |
Комментарии (0 | )
Развитие конкуренции » Информация
|