Навигация
Противодействие коррупции

       
       
   
 

 

   

 


Развитие конкуренции - сайт департамента Брянской области

Информация «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Комаричском муниципальном районе»


 

Введение

 

Доклад «Состояние  и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Комаричского муниципального района» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации,  утвержденного распоряжением Правительства Российской  Федерации  от 05 сентября  2015 г. № 1738-р.

Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения  органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан аналитической информацией о состоянии конкуренции в Комаричском муниципальном районе.

Целью настоящего доклада является формирование прозрачной системы работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности.

К основным задачам по развитию конкуренции в Комаричском муниципальном районе относятся:

- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Комаричском муниципальном районе;

-содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Комаричского муниципального района;

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых  барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости деятельности органов местного самоуправления Комаричского муниципального района.

В докладе представлены результаты мониторинга состояния конкуренции в Комаричском муниципальном районе.

Разработка доклада была осуществлена уполномоченным органом в сфере содействия развитию конкуренции в Комаричском муниципальном районе. В докладе приведены основные итоги проводимой в районе  конкурентной политики, представлены результаты исследования состояния конкуренции на  социально значимых  товарных рынках.

 

 

I. Состояние конкурентной среды в Комаричском муниципальном районе. 

 

Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции по проведению мониторинга в 2016 году в Комаричском муниципальном районе проведено исследование «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг». Основным инструментом исследования стало проведение опросов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг Комаричского муниципального района.

Целью данного исследования являлось изучение:

- состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Комаричского муниципального района;

- выявление ключевых факторов, влияющих на удовлетворенность субъектов предпринимательской деятельности условиями ведения бизнеса;

- анализ текущего состояния, динамики и оценки перспектив развития малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе, а также оценка эффективности мер государственной политики, деятельности органов местного самоуправления Комаричского муниципального района в сфере развития конкурентной политики и формирования благоприятного предпринимательского климата.

Основные  задачи:

            - выявление проблем, основных препятствий для развития бизнеса;

            - оценка бизнесом существующего состояния конкуренции в регионе;

             - изучение удовлетворённости населения качеством товаров и услуг, уровнем цен.

В 2016 году методом анкетирования проведены:

- опрос представителей малого и среднего предпринимательства Комаричского муниципального района;

- опрос населения (потребителей) о степени удовлетворенности   качеством товаров и услуг на  социально значимых рынках.

На официальном сайте администрации Комаричского муниципального района было размещено уведомление о проведении опроса.

Результаты мониторинга состояния и развития конкуренции на рынках и товаров и услуг Комаричского муниципального района по итогам 2016 года выглядят следующим образом.

В опросе предпринимателей приняло участие 25 респондентов из 7 сфер деятельности. Основную их часть составили представители малого и среднего бизнеса сферы розничной торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи,  работающие на рынке более 5 лет и с величиной годового дохода до 120 млн. руб. (Табл. 1-2).

Таблица 1

Выборка опроса предпринимателей по сферам деятельности

 

Вид экономической деятельности Всего, %  
 
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12  
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4  
Текстильное и швейное производство 8  
Обработка древесины и производство изделий из дерева 4  
Розничная торговля (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) 56  
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их обслуживание и ремонт 4  
Транспорт и связь 12  

 

Таблица 2

Характеристика субъектов предпринимательской деятельности,

принявших участие в опросе

 

В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ВАШ БИЗНЕС ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Менее 1 года 20 %
От 1 года до 5 лет 20 %
Более 5 лет 60 %
КАКОВА ЧИСЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ? До 15 человек 84 %
От 16 до 100 человек 16 %
КАКОВА ПРИМЕРНАЯ ВЕЛИЧИНА ГОДОВОГО ОБОРОТА БИЗНЕСА, КОТОРЫЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ? До 120 млн руб. 100 %

Большинство опрошенных респондентов (76 %) являются собственниками бизнеса.

 

Результаты мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности

 

Говоря о необходимости повышения конкурентоспособности для сохранения своей рыночной позиции, большинство субъектов предпринимательской деятельности отметили, что реализация мер по повышению конкурентоспособности продукции необходима раз в год или чаще. (Табл. 3).

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                           Таблица 3

Мнение предпринимателей о необходимости реализации мер по повышению конкурентоспособности

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо регулярно (раз в год или чаще) предпринимать меры по повышению конкурентоспособности нашей продукции/ работ/ услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг, иное). - умеренная конкуренция     28 %
Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо регулярно (раз в год или чаще) предпринимать меры по повышению конкурентоспособности нашей продукции/ работ/ услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг, иное), а также время от времени (раз в 2-3 года) применять новые способы ее повышения, не используемые компанией ранее. - высокая конкуренция   52 %
Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо постоянно (раз в год и чаще) применять новые способы повышения конкурентоспособности нашей продукции/ работ/слуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг, иное), не используемые компанией ранее. - очень высокая конкуренция    4 %
Затрудняюсь ответить 16 %

 

Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, работают на рынках, с большим количеством конкурентов (от четырех и более). При этом субъекты, работающие на рынках с большим числом конкурентов (4 и более), чаще других отмечали, что за последние 3 года в их сегменте произошел  рост конкуренции. На сокращение числа конкурентов на рынках, которые они представляют, не указал ни один из участников опроса (Табл. 4).

Таблица 4

Мнение предпринимателей об изменении числа конкурентов на их рынках 

 

  ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО КОНКУРЕНТОВ
От 1 до 3 конкурентов 4 и более конкурентов Большое число конкурентов
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ЧИСЛО КОНКУРЕНТОВ БИЗНЕСА   ДОЛЯ РЕСПОНЕНТОВ, %
24 4 72
Увеличилось 33,3 100 61,1
Сократилось - - -
Не изменилось 66,7 - 33,3
Затрудняюсь ответить - - 5,6

 

Оценивая примерное число поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает представляемый респондентами бизнес для производства и реализации собственной продукции, большинство респондентов указали на наличие 4 и более поставщиков. Все респонденты указали, что удовлетворены либо скорее удовлетворены состоянием конкуренции между поставщиками (Табл.5).

                                                                                                                              Таблица 5       

Количество поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает бизнес участников опроса, удовлетворенность предпринимателей конкуренцией между  поставщиков основного закупаемого товара

 

 
Примерное   число поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги)
Единственный поставщик
2-3 постав-щика
4 и более постав-щика
Большое число поставщиков
Затрудняюсь ответить
Оцените удовлетворенность состоянием конкуренции между поставщиками основного закупаемого товара (работы, услуги)  
ДОЛЯ   РЕСПОНЕНТОВ, %
4
20
28
40
2
скорее удовлетворительное 100
100
100
9,1
-
удовлетворительное -
-
-
90,9
-
затрудняюсь ответить -
-
-
-
100

 

Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, охарактеризовала деятельность органов власти на основном рынке их бизнеса, как положительную. 40%  респондентов считают, что власти помогают бизнесу своими действиями, 20 % что «в чем-то помогают, а в чем-то мешают». Вариантов «не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо» - 8 %. 32 % предпринимателей затруднились ответить (Табл. 6).

                                                                                                              Таблица 6

Мнение предпринимателей о деятельности органов власти на основном

рынке их бизнеса

 

Органы власти помогают бизнесу своими действиями   40 %
Органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо      8 %
В чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают 20 %
Затрудняюсь ответить 32 %

 

 

Среди наиболее существенных административных барьеров участники опроса субъектов бизнеса назвали высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (Табл. 7).

 

Таблица 7

                   Наиболее существенные административные барьеры         

Высокие налоги 96%
Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность 40%
Необходимость установления партнерских отношений с органами власти 4%

 

Более половины опрошенных считает, что каких-либо существенных ограничений в ведении бизнеса в Комаричском районе нет.

Преодолимыми административные барьеры для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса на представляемом ими рынке, в той или иной мере считают 52 % респондентов, труднопреодолимыми –4, не определились с ответом – 28 % опрошенных (Табл. 8).

                                                                                                          Таблица 8

Мнение респондентов о преодолимости административных барьеров

 

Есть непреодолимые административные барьеры                                                      4 %
Есть барьеры, преодолимые при осуществлении значительных затрат   4 %
Административные барьеры есть, но они преодолимы без существенных затрат   52 %
Нет административных барьеров    12 %
Затрудняюсь ответить  28 %

 

Улучшение ситуации в контексте  преодоления административных барьеров за последние три года отметило 52 % респондентов, 4% считают,  что ситуация значительно не изменилась (Табл. 9).

Таблица 9

Мнение респондентов об изменениях ситуации в контексте  преодоления

административных барьеров

 

Административные барьеры отсутствуют, как и ранее 12 %
Бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше 52 %
Уровень и количество административных барьеров не изменились 4 %
Затрудняюсь ответить 32 %

 

 

 

Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг, выбором на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции

           

В опросе потребителей приняло участие 54 человека. Основную их часть составили работающие лица старше 20 лет (Табл.10).

                                                                                                     Таблица 10

Выборка опроса потребителей

 

  ПОТРЕБИТЕЛИ
До 20 лет От 21 года до 35 лет От 36 до 50 лет Старше 51 года
  11,1 % 42,6 % 35,2 % 11,1 %
Доля работающих, в % 66,7 %
Доля безработных, в % 7,4 %
Доля студентов /учащихся, в % 11,1 %
Доля пенсионеров, в % 9,3 %
Иное 5,5 %
           

Из общего числа потребителей, принявших участие в опросе, имеют общее среднее образование – 11,1 %, среднее специальное – 44,4 %, высшее – 29,7 %, неполное высшее – 14,8 %.

 57,4 % из опрошенных указали, что имеют 2 и более детей.

 29,6 % опрошенных имеют среднемесячный доход на 1 члена семьи до 10 тыс. рублей, 68,5 от 10 до 20 тыс. рублей, 1,9 % - свыше 20 тыс. руб.

 

Качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 78,4 % респондентов. Оценка удовлетворенности потребителей в разрезе рынков представлена в таблице 11.

Таблица 11

Удовлетворенность качеством товаров, услуг в разрезе рынков

 

РЫНОК Доля удовлетворенных
Рынок услуг дошкольного  образования 88,9 %
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 77,8 %
Рынок дополнительного образования 79,6 %
Рынок медицинских услуг 79,6 %
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 77,8 %
Рынок услуг в сфере культуры 81,5 %
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства 74,0 %
Розничная торговля 79,6 %
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом 83,3 %
Рынок услуг связи 87,0 %
Рынок услуг социального обслуживания населения 79,6 %

 

Большинство граждан удовлетворено качеством товаров на значительной части исследуемых рынков. Наиболее низкие значения наблюдаются в жилищно-коммунального хозяйства. Однако и там количество удовлетворенных не менее три четверти, что является достаточно позитивным показателем, как и то, что основная часть опрошенных убеждена, что качество услуг и работ на указанных рынках улучшается (Табл. 12).

                                                                                                         Таблица 12

Изменение качества товаров и услуг на проблемных рынках

 

  Качество товара, услуги
снизилось увеличилось не изменилось
Рынок услуг дошкольного  образования   61,1 % 29,6 %
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления   64,8 % 20,3 %
Рынок дополнительного образования   72,2 % 13,0 %
Рынок медицинских услуг 1,8 % 55,6 % 38,9 %
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья   51,9 % 15,7 %
Рынок услуг в сфере культуры   64,8 % 27,8 %
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства   51,9 % 46,2 %
Розничная торговля 3,7 % 51,9 % 40,7 %
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом   51,9 % 37,0 %
Рынок услуг связи   50,0 % 42,6 %
Рынок услуг социального обслуживания населения   59,3 % 20,4 %

 

 

Возможностью выбора работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 76,3 % респондентов. Оценка удовлетворенности потребителей по данному показателю в разрезе рынков представлена в таблице 13:

Таблица 13

Удовлетворенность возможностью выбора товаров и услуг в разрезе рынков

РЫНОК Доля удовлетворенных
Рынок услуг дошкольного  образования 90,7 %
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 63,0 %
Рынок дополнительного образования 55,6 %
Рынок медицинских услуг 75,9 %
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 55,6 %
Рынок услуг в сфере культуры 79,6 %
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства 75,9 %
Розничная торговля 94,4 %
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом 83,3 %
Рынок услуг связи 94,4 %
Рынок услуг социального обслуживания населения 74,1 %

 

 

           Доля удовлетворенных возможностью выбора услуг и товаров на всех исследуемых рынках не ниже 70%. Значение показателя до 70% наблюдаются в сегменте услуг детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования,  психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, однако и там удовлетворено показателем более половины. Также необходимо отметить, что группа респондентов, убежденных в том, что возможность выбора в течение последних 3-х лет на указанных  рынках (кроме рынка розничной торговли) не изменилась – от 64,8 % до  98,1 %. Не заметили изменения возможности выбора на рынке розничной торговли 1,9 % опрошенных.

 

 

Более половины граждан (66,7 %) удовлетворено уровнем цен на товарных рынках района (табл. 14).

Таблица 14

Удовлетворенность уровнем цен на товары и услуги в разрезе рынков

                                     

РЫНОК Доля удовлетворенных
Рынок услуг дошкольного  образования 85,2 %
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 57,4 %
Рынок дополнительного образования 74,1 %
Рынок медицинских услуг 51,9 %
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 75,9 %
Рынок услуг в сфере культуры 83,3 %
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства 48,1 %
Розничная торговля 44,4 %
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом 66,7 %
Рынок услуг связи 72,2 %
Рынок услуг социального обслуживания населения 74,1 %

 

Доля удовлетворенных уровнем стоимости услуг и товаров на  значительной части исследуемых рынков не ниже 50%. Наименьшие показатели удовлетворенности граждане указали на цены, которые сложились на рынке медицинских услуг, розничной торговли и услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В среднем 63,5% респондентов отметили рост цен на изучаемых рынках за последние три года. Увеличение стоимости товаров и услуг произошло на всех изучаемых рынках (табл. 15). Невысокая доля респондентов, отметивших рост цен на услуги культуры, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, услуг социального обслуживания населения объясняется тем, что значительная доля опрошенных не смогла определиться с ответом (от 26,9 % до 40,7 %).

Таблица 15

                                

Доля отметивших рост цен на товары и услуги в разрезе рынков Отметили рост цен
Рынок услуг дошкольного  образования 66,7 %
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 53,7 %
Рынок дополнительного образования 51,8 %
Рынок медицинских услуг 77,8 %
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 31,5 %
Рынок услуг в сфере культуры 13,0 %
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства 100 %
Розничная торговля 100 %
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом 79,6 %
Рынок услуг связи 94,4 %
Рынок услуг социального обслуживания населения 29,6 %

 

 

В целом практически все опрошенные оставили пункт о сравнении цен на товары и услуги в районе с другими региона не заполненным.

 

 

Результаты мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках

 товаров, работ и услуг

 

Наибольшая часть опрошенных (в среднем 88,6 %) удовлетворены качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района, как в целом, так и по обозначенным критериям (Табл. 16).

 

Таблица 16

Оценка удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района

 

ПОКАЗАТЕЛЬ   Потребители Предприниматели Среднее значение
КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ (Уровень доступности) удовлетворены 85,1% 92,0% 88,6%
не удовлетворены 3,7%   4,0% 3,8%
           Затруднились ответить 11,1% 4,0 % 7,6 %
КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ  (Уровень понятности) удовлетворены 88,9% 88,0 % 88,5%
не удовлетворены - 4,0% 2,0%
           Затруднились ответить 11,1 % 8,0 % 9,5 %
КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ Удобство получения) удовлетворены 85,2% 88,0% 86,6%
не удовлетворены 3,7% 4,0% 3,8%
             Затруднились ответить 11,1% 8,0 % 9,6 %

 

 

Результаты  мониторинга деятельности субъектов естественных монополий

 

Субъекты предпринимательской деятельности в целом положительно оценивают качество товаров, работ и услуг в сфере естественных монополий на территории района. При этом одинаково положительно оцениваются большинство изучаемых критериев.  Самые низкие оценки  были выставлены услугам стоимости подключения к услугам газоснабжения (Табл. 17).

Таблица 17

Оценка естественных монополий субъектами предпринимательской

деятельности по направлениям 

Показатель Вариант ответа Доля в %
Водоснабжение, водоотведение - Сроки получения доступа Удовлетворен 100%
Не удовлетворен -
Затрудняюсь ответить -
Водоснабжение, водоотведение – Сложность процедур Удовлетворен 96%
Не удовлетворен -
Затрудняюсь ответить  4%
Водоснабжение, водоотведение – Стоимость подключения Удовлетворен 100%
Не удовлетворен -
Затрудняюсь ответить -
Газоснабжение - Сроки получения доступа Удовлетворен 72,0%
Не удовлетворен 20,0%
Затрудняюсь ответить 8,0%
Газоснабжение – Сложность процедур Удовлетворен 72,0%
Не удовлетворен 20,0%
Затрудняюсь ответить 8,0 %
Газоснабжение – Стоимость подключения Удовлетворен 52,0%
Не удовлетворен 40,0%
Затрудняюсь ответить 8,0 %
  Электроснабжение - Сроки получения доступа Удовлетворен 88,0%
Не удовлетворен 8,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%
Электроснабжение – Сложность процедур Удовлетворен 88,0%
Не удовлетворен 8,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%
Электроснабжение – Стоимость подключения Удовлетворен 68,0%
Не удовлетворен 28,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%
Телефонная связь - Сроки получения доступа Удовлетворен 92,0%
Не удовлетворен 4,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%
Телефонная связь – Сложность процедур Удовлетворен 92,0%
Не удовлетворен 4,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%
Телефонная связь – Стоимость подключения Удовлетворен 92,0%
Не удовлетворен 4,0%
Затрудняюсь ответить 4,0%

 

При этом наименьшее количество процедур отмечено предпринимателями при подключении к водопроводным и телефонным сетям, наибольшее при получении доступа к земельному участку. Самые короткие сроки указаны при подключении к водопроводным сетям (Табл. 18).

 

Таблица 18

Оценка естественных монополий субъектами предпринимательской

                    деятельности (количество и сроки процедур)                             

Показатель Среднее значение
Подключение к электросетям (Количество процедур) 1,4
Подключение к электросетям (Сроки получения, дни) 9,4
Подключение к сетям водосн. (Количество процедур) 1,1
Подключение к сетям водоснабжения (Сроки получения, дни) 5,0
Подключение к телефонной сети (Количество процедур) 1,1
Подключение к телефонной сети (Сроки получения, дни) 6,0
Получение доступа к земельному  участку (Количество процедур) 1,8
Получение доступа к земельному  участку (Сроки получения, дни) 15,6

 

 

Население также в целом положительно оценивают качество товаров, работ и услуг в сфере естественных монополий на территории района. Среднее значение по шести направлениям на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 68,8% (Табл. 19). Практически весь жилищный фонд района переведен с центрального отопления на индивидуальное поквартирное отопление от природного газа. В связи с этим оценка качества теплоснабжения отсутствует.

 

                                                                                                          Таблица 19

Удовлетворенность потребителей услугами естественных

 монополий   по направлениям 

 

Услуги Удовлетворен (удовлетворен, скорее удовлетворен) Неудовлетворен (неудовлетворен, скорее неудовлетворен) Затрудняюсь ответить
Водоснабжение, водоотведение 63,0 % 37,0 % -
Водоочистка 85,2 % 1,9 % 12,9 %
Газоснабжение 100 % - -
Электроснабжение 81,5 % 18,5 % -
Теплоснабжение - - 100 %
Телефонная связь 83,3 % 16,7 % -

 

 

Выводы исследования

Результаты опроса свидетельствуют о том, что меры по повышению конкурентоспособности продукции предпринимателям необходимо осуществлять не реже раза в год. При этом подобные действия актуальны для рынков с любой степенью конкуренции (умеренной, высокой, очень высокой).

Основная часть опрошенных указала на значительное увеличение числа конкурентов  на рынках, которые они представляют. По оценкам бизнеса уровень конкуренции в районе достаточно высокий.  58 % опрошенных указали на высокий уровень конкуренции, 28 % - на умеренный. В разрезе рынков отмечается наиболее высокая конкуренция в сфере розничной торговли. Потребители также указали на рост конкурентных предложений в сфере розничной торговли.

Деятельность органов власти по поддержке бизнеса значительная часть опрошенных оценила положительно. В то же время предприниматели отметили наличие административных барьеров (высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность). Однако большинство предпринимателей отметили позитивные изменения  в данной сфере за последние три года.

Результаты опроса показали, что респонденты в целом удовлетворены ситуацией с возможностью выбора, качеством товаров и услуг и уровнем цен на большинстве товарных рынков. Однако, степень удовлетворенности потребителями уровнем цен ниже удовлетворенности выбором и качеством.

 По результатам опроса наименьшие показатели удовлетворенности качеством граждане указали в сегменте услуг жилищно-коммунального хозяйства, рынка услуг детского отдыха и оздоровления. Негативные изменения за последние три года отметило небольшое количество опрошенных.  Из общего числа опрошенных 1,8 % и 3,7 %  указали на ухудшение качества товаров и услуг на рынках медицинских услуг и розничной торговле соответственно.

Возможностью выбора работ и услуг на товарных рынках района удовлетворено в среднем 76,3 %. Наиболее низкие показатели удовлетворенности выбором респонденты указали в сегментах услуг детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования.

Средний показатель удовлетворенности потребителями  уровнем цен на товары и услуги составил 66,7 %. Свыше 80 % потребителей удовлетворены ценами на услуги дошкольного образования и на услуги в сфере культуры. Наиболее низкий уровень удовлетворенности уровнем цен граждане отметили на рынках медицинских услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли.

 Основная часть опрошенных отметила рост цен на изучаемых рынках за последние 3 года.

Результаты опросов свидетельствуют о том, что, качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района удовлетворена основная часть респондентов, среднее значение составило выше 80 %.

Субъекты предпринимательской деятельности и потребители в целом положительно оценили деятельность субъектов естественных монополий на территории района.  Наиболее проблемным направлением во взаимодействии с субъектами естественных монополий для предпринимателей является стоимость подключения к газоснабжению (неудовлетворенно 40 %) и электроснабжению (неудовлетворенно 28 %). Наибольшие сроки и количество процедур отмечены при получении доступа к земельному участку.

Наибольшую степень удовлетворенности потребители указали на услуги газоснабжения. Менее удовлетворены граждане услугами водоснабжения и электроснабжения. Доля неудовлетворенных услугами водоснабжения 37 %, электроснабжения -18,5%.

По результатам исследований можно сделать вывод о том, что в целом в 2016 году в районе отмечается положительное состояние конкурентной среды.

Одновременно следует отметить следующие проблемные моменты, ограничивающие развитие конкуренции в районе:

-  ухудшение платежеспособного спроса населения;

- увеличение количества крупных торговых сетевых компаний, создающих серьезные проблемы для мелких торговых предприятий малого бизнеса;

- низкие возможности бюджетного финансирования;

- высокая стоимость энергоресурсов;

- инертность представителей малого бизнеса.

 

 

 

II. Характеристика социально значимых  рынков товаров и услуг Комаричского муниципального района

 

1. Состояние и развитие  малого и среднего бизнеса района

 

По состоянию на 01.01 2017 г. в районе зарегистрировано 381 субъект малого и среднего предпринимательства.  Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства за прошедший год увеличилось на 1,6 % Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий сельского хозяйства – 42 %, и розничной торговли – 30 %. Численность индивидуальных предпринимателей за 2016 год увеличилась на 2,1 %, составив 296 чел., из них 52 % по виду хозяйственной деятельности относятся к розничной торговле. Это объясняется относительно меньшей потребностью в финансовых, трудовых ресурсах и более быстрой отдачей вложенных средств, что очень привлекательно для малого бизнеса.

          Число занятых в сфере малого и среднего бизнеса составило 1,2 тыс. человек, 14,2 % в  общей численности занятых в районе.. Оборот организаций малого и среднего предпринимательства в 2016 году по предварительной оценке составил 835 млн. рублей, с темпом роста около 3 %. Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет района по специальным налоговым режимам увеличился на 14 % и составил за  2016 год 6,4  млн. рублей. 

 

Администрацией Комаричского района проводится определенная работа по созданию условий для развития малого предпринимательства в районе.  Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства  района базируется на нормах федерального и регионального законодательства и реализуется через региональные программы и муниципальную подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе» (2016-2020 гг)», утвержденную постановлением администрации Комаричского муниципального района  от 29.12.2015г. № 680.

Администрация района оказывает представителям малого бизнеса информационную, консультационную и организационную поддержку. В поддержку субъектов малого бизнеса на официальном сайте администрации района  создан раздел «Экономика-Малый бизнес»,  в котором размещаются нормативно-правовые документы, касающиеся  сферы предпринимательства,  информация о конкурсах, семинарах и выставках, о формах господдержки предпринимательства и  др.    В  2016 году проведено 4 совещания с представителями малого  бизнеса с участием служб района, на которых до представителей малого бизнеса доводятся нормы действующего законодательства, даются разъяснения, рассматриваются вопросы развития и поддержки предпринимательства в  виде конкретных предложений и путей их решения, также проведено 2 заседания Совета по поддержке малого предпринимательства.

Для решения проблем в сфере малого предпринимательства, создания оптимальных условий для его развития и увеличения числа, занятых в этой области постановлением  администрации района от 27.08.2013 года № 418 в районе создана комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства.    

В районе создан актив из представителей малого бизнеса для взаимодействия с администрацией района, который  представляет интересы всех представителей малого бизнеса района.

В Комаричском районе работает представительство Брянской микрофинансовой организации по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Разработан и утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Оказание консультационной, организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление администрации Комаричского муниципального района от 06.10.2009г. № 569).

В соответствии с районной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Комаричском муниципальном районе» (2016-2020 годы)  утвержден «Перечень муниципального имущества, свободного от третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства»  постановлением администрации Комаричского муниципального района  № 615 от 18.11.2010г.  (с изменениями, внесенными постановлением  № 500 от 05.12.2016г).  Указанный Перечень опубликован на официальном сайте администрации Комаричского муниципального района в сети «Интернет».

Постановлением администрации  Комаричского муниципального района № 268 от 22.05.2015г. утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Перечень также опубликован на официальном сайте администрации Комаричского муниципального района в сети «Интернет». Имущество из указанного Перечня предоставлено малому предприятию – ООО «Сельский водоканал» по договору безвозмездного пользования. 

Для субъектов малого бизнеса, реализующим инвестиционные проекты на территории района,  в  соответствии с Положениями о налоговых льготах, принятыми поселениями района,  предоставляются льготы по уплате земельного налога в размере 50 %. 

В целях снижения налогового бремени для малого бизнеса корректирующий коэффициент базовой доходности К2 при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности  не повышался в течение последних четырех лет.

Согласно мероприятиям Подпрограммы по поддержке малого и среднего предпринимательства в районе, предусматриваются средства для предоставления субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в малонаселенные и отдаленные населенные пункты, начиная с 11 километра от районного центра или ближайшего пункта их получения. Заключено Соглашение между администрацией района и  ПО «Комаричское» с целью возмещения этих расходов.     

Одним из способов имущественной поддержки является работа по выявлению и инвентаризации свободных муниципальных земель и неэффективной недвижимости для предоставления в аренду или продажу. Сформирован реестр свободных площадок и земельных участков для предоставления субъектам бизнеса при реализации инвестиционных проектов.

В целях повышения престижа малого и среднего предпринимательства района администрация привлекает представителей малого бизнеса к участию в выставках, ярмарках и иных мероприятий, проводимых на территории района и области.

Центром занятости населения района также проводится работа по развитию малого и среднего предпринимательства посредством оказания информационно-консультационных услуг. В течение года осуществлены  мероприятий по содействию занятости безработных граждан:  консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности получили 15 человек.  ГКУ «Центр занятости населения Комаричского района» по необходимости осуществляет подготовку и переподготовку кадров для субъектов малого и сре

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Автор: s_ADMIN |
16 февраля 2017 |
Просмотров: 1013 |
Комментарии (0 | )
Развитие конкуренции » Информация
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Администрация Комаричского муниципального района проводит районный конкурс "Семь+я" для пар, планирующих вступить в брак. Целями Конкурса являются: повышение престижа института семьи, укрепление нравственных начал в семейных отношениях, семейного взаимопонимания и взаимоуважения.




























Телефон горячей линии по вопросам противодействия коррупции:

8 (48355) 91241